фото и видео

Сергей Кирпиченков

фото видео:
Тел. 066-817-33-02
Skype: kirpichenkov
kirpichenkov @ bk.ru

Очень часто у меня просят совета в выборе фотокамеры. Просят молодожены, заказывающие мои услуги фотографа, просят просто знакомые или друзья. В любом случае, думаю, эта тема будет полезна как невестам, так и просто людям, случайно попавшим на этот сайт.
Я не буду расписывать преимущества или недостатки той или иной модели. Я просто буду описывать наиболее важные параметры камеры, на которые стоит в первую очередь смотреть при выборе, и расскажу, какие из этих параметров будут не иметь первостепенное значение в том или ином случае, что потребует  тот или иной параметр для наиболее полного использования возможностей камеры.
Первым делом отмечу, что самый важный параметр при фотосъемке – это навыки съемки фотографа. Никакая техника не заменит умения снимать, видеть те моменты и те ракурсы, на которые впоследствии будет приятно смотреть. Камера является всего лишь инструментом в руках мастера и не более. Не стоит преувеличивать влияние этого фактора. Но все же хороший инструмент дает больше простора для творчества, за счет большего количества доступных настроек и художественных приемов.
Первое, с чем сталкивается человек, имевший до этого компакт и решивший купить себе первую зеркалку, это с тем, что зеркальные камеры состоят из 3-х основных частей, а не из одной, как это было в случае с компактами. Компакт, в большинстве случаев, представляет собой законченное по технологическому развитию решение. Зеркалка же состоит из основного блока, которое называю телом (от англ. body – от этого и пошло разговорное «тушка»), сменного объектива (хотя бы одного, но все же сменная оптика – это одно из основных преимуществ данного типа камеры, поэтому дополнительная оптика поможет раскрыть потенциал заложенный в тело), внешней вспышки (в зеркалке есть и встроенная, но ее возможности значительно уступают возможностям внешней. Большинство это сами прекрасно понимают, но я не просто так обращаю на это внимание. Говорю я это только для того чтобы подчеркнуть, что конечный результат будет зависеть не от какого-то одного узла, а от совместной работы как минимум двух этих узлов (тела и оптики), от того, как эти узлы взаимодействуют друг с другом, и как каждый из узлов справляется с возложенными на него задачами. Помните, что прочность цепи – это прочность самого слабого, а не прочность самого сильного звена. Я обращаю внимание на то, что, выбирая камеру, Вы выбираете в первую очередь систему, которую Вы будете строить, купив тело и объектив. Тот объектив, что идет в комплекте (kit) изначально предназначен для того, чтобы покрыть наиболее часто встречающиеся задачи, но выполнен он в достаточно бюджетном решении, и поэтому каких-то особых чудес от такого объектива ждать не стоит. Итак, как Вы поняли, задача несколько усложняется, т.к. выбирая камеру смотреть целесообразно не только на камеру, но и на перспективы развития Вашей системы.
В своей статье я решил пойти не просто по пути описания отдельных частей системы, а решил идти от задач, которые ставит перед собой фотограф. Самое главное и самое сложное, это грамотно определить задачи, для которых берется камера. Как правило, в ответ приходится слышать «для всего», либо длинный перечень сюжетов и задач, для которых и планируется покупка камеры. На самом же деле достаточно редко бывает когда, увлеченный фотографией человек, не ограничен ни вкусовыми пристрастиями, ни какими-то личными возможностями. На практике среди прочего человек выделяет несколько или один жанр, которые ему приходится снимать чаще чем другие. Зеркальная фотокамера позволяет развивать свойства системы, необходимые для решения какой-то одной задачи. Давайте разбираться с задачами и по ходу я буду описывать что именно потребуется для решения тех или иных потребностей. Каждый сам для себя сможет, исходя из своих потребностей и возможностей, выбрать необходимое.
Качество картинки. Нельзя по одному какому-нибудь критерию, взятому отдельно, оценить качество картинки. Это совокупность нескольких параметров. Давайте рассмотрим эти параметры, и от чего они зависят. Цветопередача, динамический диапазон (разница между самыми темными и самыми светлыми участками изображения, которые корректно может отобразить матрица камеры) и контраст изображения– зависят от количества информации (света), попадающей на один пиксел, от типа матрицы, от свойств оптики, установленной на камеру. Резкость и детализация изображения – зависят в большей степени от качества оптики и в меньшей степени от детализации сенсора (количества мегапикселей). Из сказанного следует, что чем меньше мегапикселей имеет камера при одинаковом размере сенсора и одном типе сенсора, тем больше света достается одному пикселу. Т.е. без потери в детализации, повысить цветопередачу, контрастность и динамический диапазон изображения можно только за счет увеличения сенсора или установки более прогрессивного типа сенсора. Также не следует забывать, что многие параметры зависят и от качества оптики. Также оптика вносит некоторые свои характерные особенности передачи изображения. Эти черты называют рисунком оптики. От этого также зависит красота картинки, хотя параметр этот не поддается какому-то математическому описанию.
Автофокус. Для динамичных сюжетов от камеры потребуется быстрый автофокус. Причем данный параметр важен, вопреки мнению многих, не только для съемки спортивных состязаний, различных репортажных событий, таких жанров, как
свадебная фотосъемка, а также других видов професиональной фотосъемки. Довольно распространенная среди обычных пользователей съемка маленького ребенка во время его игр является достаточно динамичным сюжетом и требует от камеры быстрого и цепкого автофокуса. Автофокус в камере зависит от алгоритмов, использующихся в камере, а также от того, как осуществлена передача автофокаса в объективе. Фокусировка осуществляется не только посредством работы электроники камеры, ео и перестройки оптических элементов в объективе. Существуют два типа автофокусных объективов:  мотор, вращающий оптические элементы, находящийся в камере, и мотор, находящийся внутри камеры. При выборе системы следует учитывать, что не все камеры имеют мотор в самой камере. Например, в младших моделях камер Никон нет мотора в камере. Если Вы остановили выбор на этой камере, то Вам будут доступны только объективы с внутренней фокусировкой, в противном случае автофокус работать не будет. Очень много старой оптики было выпущено без внутренней фокусировки, так что если Вы в дальнейшем рассматриваете вариант покупки б/у оптики, то, возможно, Вам целесообразнее будет остановиться на другой модели. Сложно сказать какой тип привода дает более быструю фокусировку, скорее это зависит от модели объектива и от того, как она сочетается с работой камеры. Можно наверняка только сказать что объективы, имеющие внутреннюю фокусировку, более тихие – если для кого-то это критично. Также следует учесть что в темных условиях автофокус любой камеры работает хуже чем в светлых. Также следует учесть что разные производители имеют разные алгоритмы систем фокусировки, поэтому нередко в сети встречаются тесты, дающие противоположный результат. На практике разница хорошо ощущается, если разница между автофокусом камер значительна. Кроме того, сухие цифры слабо могут дать представление о скорости фокусировки, т.к. помимо скорости на качество фокусировки влияет цепкость автофокуса  и проблемы с автофокусом возникают чаще при недостатке света, а тесты могут проводиться в различную погоду. Больше информации в таком случае даст субъективное мнение человека, снимавшего на различные камеры. В камеры любительского назначения производители устанавливают более упрощенные системы автофокуса. Однако если Вы хотите купить более старую модель, то учтите, что модули автофокуса постоянно совершенствуются, и может так оказаться что более новая любительская камера по этому параметру не уступит, а, возможно, и превзойдет камеру из более высокой категории.
Работа камеры в условиях низкой освещенности. Работа системы в условиях низкой освещенности зависит от типа сенсора, количества света попадающего на матрицу и от обработки снятого с матрицы сигнала. Количество света, попадающее на матрицу, зависит от размера светочувствительного сенсора (матрицы) и от количества света, которое может пропустить через себя объектив. Объектив имеет маркировку. Помимо букв, обозначающих автовокусность объектива, площадь, которую покрывает объектив, иногда принадлежность к элитной серии, наличие каких-то оптических элементов и прочего объектив имеет цифры, обозначающие фокусные расстояния объектива и максимально открытую диафрагму. Именно от значения максимально открытой диафрагмы и зависит то количество света, которое может пропустить объектив. Чем меньшее численное значение диафрагмы, тем больше света пропустит объектив. Причем 2-х кратная разница в диафрагме даст разницу в пропускании света в 4 раза. Матрица цифровой зеркальной камеры может несколько отличаться по размеру. Исторически так сложилось, что полным форматом был назван узкий формат пленки, имеющий размер 36х24 мм. Цифровой полный кадр немножко меньше – 35 мм по большей стороне, но его называют также полным кадром. Матрицы меньшего размера называют АРС-матрицами и они имеют так называемый кроп фактор – это коэффициент, во сколько раз сенсор меньше полнокадрового. Наиболее распространены матрицы с кропфактором 1.3, 1.5, 1.6, 2.0 (формат называют 4х3 – в основном из-за соотношения сторон, остальные форматы имеют соотношение сторон 2х3).  Наиболее доступные по цене камеры имеют матрицу с кроп фактором 1.5, 1.6 и 2.0. Таким образом, нетрудно подсчитать, что площадь матриц полного кадра и кроп фактора 1.5 отличается примерно в 2.2 раза, соответственно во стоько раз больше света пропустит полнокадровая матрица. Однако если на камеру с меньшим сенсором поставить более светосильную оптику, то можно получить даже выиграш перед полнокадровой техникой. Также большее количество информации на матрицу может поступить вследствии более длительной выдержки (время, которое открыта шторка и свет подается на матрицу). При этом может произойти смаз изображения, если снимать динамичные сюжеты или если камера находится в руках у фотографа, а не жестко закреплена. Однако для съемок неподвижных сюжетов это может и не являться помехой, поскольку камеру можно закрепить на штативе и этим исключить смаз вследствии дрожания камеры. Также смаз может предотвратить или по крайней мере значительно ослабить оптический стабилизатор изображения. Он не может обеспечить эффективную стабилизацию при очень длительных выдержках, однако позволяет увеличить длину выдержки в некоторых случаях в несколько раз. Стабилизатор изображения более эффективен с более длиннофокусной оптикой (сильно приближающей объекты съемки), но его эффект хорошо заметен и на широкоугольной оптике. Некоторые производители оптическую стабилизацию производят внутри объективов (Кенон и Никон), некоторые делают оптическую стабилизацию за счет сдвига матрицы, т.е. в самом теле – Олимпус, Пентак, Сони. Бытует мнение что оптическая стабилизация в оптике более эффективна, но оптическая стабилизация в оптике бывает разных поколений, какую оптику сравнивали с какой стабилизацией за счет матрицы непонятно. Впрочем, встречаются и тесты, по которым оптичиские стабилизаторы за счет матрицы выигрывают у стабилизаторов в оптике. Из той оптики и тех камер, что пробовал я лично, разница в глаза не бросалась. Наверное, разница есть, но она не столь значительна.  В принципе хорошо работают и те, и другие. Для любителя заметнее будет тот факт, что, покупая камеру системы, в которой оптический стабилизатор находится внутри камеры, он автоматически получает стабилизацию на все объективы, которые будут установлены на эту камеру. Покупая камеры системы, в которой стабилизация находится в оптике, человек вынужден для получения эффекта стабилизации приобретать объективы, имеющие оптическую стабилизацию. Они дороже стоят при прочих равных, кроме того, не все типы объективов можно купить с оптической стабилизацией. Например, не выпускается светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием, в то время как для съемки при недостатке света используются именно эти объективы.
Работа вспышек. Помимо тела и оптики результат при съемке в условиях недостатка света зависит от работы вспышек. Встроенные вспышки работают примерно одинаково во всех камерах. Различия есть, но они не столь существенны. В этой статье я бы хотел поговорить о внешних вспышках, т.к. они имеют несравнимо большие возможности. Помимо того, что эти вспышки имеют большую мощность, они еще расположены дальше от объектива. Именно близкое расстояние от вспышки до объектива дает эффект красных глаз. Красный цвет – это отраженный свет от вспышки, который отражается от глазного дна и возвращается в объектив. В обычных условиях глазное дно неосвещено. В дневное время зрачок сужается и даже вспышка не может достать до глазного дна. В темное же время суток зрачок расширяется, и внезапная вспышка может достать до глазного дна. Та защита от красных глаз, которая осуществлена в компактах, основана на том, что перед основным засветом вспышки идет серия предварительных вспышек, которые заставляют зрачок сузится. Однако эффективно работает это не на всех людях. Гораздо эффективнее будет вынести вспышку подальше от объектива, чтобы отраженный от глазного дна свет не вернулся назад в объектив. Помимо этого преимущества многие внешние вспышки имеют возможность вращаться. Есть модели, позволяющие вращаться по вертикали, есть модели, которые имеют возможность вращаться как по вертикали, так и погоризонтали. Именно эта возможность и дает максимальное преимущество перед встроенными вспышками. Вспышка, будучи направленная в белый потолок, стену или какую-то другую белую поверхность освещает объект съемки равномеренным мягким светом. В этом случае кожа у людей не будет так блестеть как в случае вспышки влоб, помещение будет освещено более равномерно и за объектом съемки не будет «провалов», люди на переднем и заднем плане будут освещены одинаково. Все это невозможно получить с использованием встроенной вспышки. Также внешние вспышки можно использовать дистанционно, когда вспышка не находится на камере. Разные производители по разному решают дистанционное управление вспышками, а также могут несколько отличаться доступные режимы работы со вспышками. Где-то это реализовано удобнее, где-то нет.
Я не стану здесь подробно останавливаться на этом вопросе. Отмечу только, что если для кого-то этот параметр важен, то его надо рассмотреть глубже. Из систем в которых работа со вспышками реализована наиболее удачно, я бы выделил Олимпус и Никон. Все эти задачи решаемы (причем более качественно) при помощи покупки внешних устройств, но это дополнительные затарты.
Глубина резкости. Чем больше светочувствительный сенсор и чем больше света пропускает объектив, тем меньше резко изображаемое пространство имеет система, т.е. меньше получается то расстояние, в котором объект съемки находится в резкости. Это является как плюсом в некоторых случаях (некоторые художественные приемы), так и недостатком (при динамичных сюжетах в репортажной съемке). Глубину резкости можно уменьшить в любой камере, прикрыв диафрагму. Однако следует учесть что чем больше будет прикрыта диафрагма (численное значение больше), тем меньше оптика будет пропускать света и тем больше света в месте съемки понадобится при этом. При выборе камеры с меньшим сенсором, надо учитывать, что уменьшить глубину резкости, при необходимости, может оказаться непросто. Уменьшить глубину резкости можно, используя более длиннофокусные объективы (с большим коэффициентом увеличения), однако использование слишком длиннофокусные объективы не очень удобны, а иногда и вовсе неприменимы из-за ограниченного пространства в некоторых местах.
Оптика. Отдельно хотел бы написать еще раз про оптику, т.к. этот параметр является самым влияющим параметром на конечный результат. Через какое-то время у фотографа стоимость оптики будет превышать стоимость нескольких его камер, даже если он покупает не бюджетные модели зеркалок. Именно на этот параметр следует обращать внимание при выборе камеры – тела. Среди фотографов есть такая поговорка, что, выбирая систему, надо выбрать доступную в данный бюджет оптику, а на сдачу купить камеру. Не во всех случаях это оправдано, но в то же время большая доля правды в этом есть и во многих случаях так оно и есть. При выборе оптики любитель может столкнуться с дилеммой – какую оптику выбрать. Есть оптика того же производителя что и тело, есть оптика сторонних производителей. Цена иногда отличается очень сильно (родная значительно дороже – чаще всего), иногда практически не отличается, иногда оптика от сторонних производителей дороже, чем аналогичная родная. Разница в том что производитель оптики, выпускающий и тела под эту оптику, при создании оптики проектирует ее таким образом, чтобы обеспечить максимальное качество картинки и получить наиболее удачные цвета именно на этой камере. Также с родной оптикой, как правило, более корректно работает автофокус. Есть, правда, и исключения из этого правила. Так, например, камера Кенон 30Д плохо фокусируется с родным объективом 24-70/2.8, впрочем, и с неродными объективами аналогичных фокусных тоже плохо. Но это скорее исключение из общего правила. Также встречаются неродные объективы, не уступающим родным в картинке, а иногда и превосходящие родные. Некоторые объективы от сторонних производителей, например объективы Сигма, имеют больший разброс по качеству (по резкости, по точности наведения на фокус), поэтому их надо тщательнее проверят при покупке, но выбрав удачный экземпляр, Вы получите хороший объектив за вполне разумные деньги. Также объективы Сигма, как правило выделяются большими размерами среди объективов других производителей при схожих параметрах. Объективы Пентакс, наоборот, в большинстве случаев более компактны, чем аналогичные объективы от других производителей с теми же параметрами.  Объективы бывают с переменным фокусным расстоянием (зум) и постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием (фикс). Объективы с постоянным фокусным расстоянием менее удобны, т.к. зуммирование в них отсутствует, но они значительно проще в изготовлении и при меньшей цене и меньших размерах могут дать значительно лучшую картинку и/или пропустить значительно больше света при этом.
Эргономика и удобство управления. Удобство управления камрой является значимым фактором, если камера выбирается для оперативных съемок. Чем удобнее будет управление и более полный и удобный контроль за результатом, тем меньше будет шансов допустить ошибку при съемке, тем меньше Вы будете задумываться о процессе съемки, уделяя тем самым больше внимания объекту съемки. Этот параметр важен не для всех групп пользователей, но тем не менее стоит остановиться и на нем. Некоторые параметры этого пункта не требуют больших затрат от производителя, например хват корпуса или кнопки вынесенные на корпус. Но некоторые требуют – например, большой, светлый и контрастный видоискатель или большой экран для просмотра с большим разрешением и точной цветопередачей. Большее значение этому параметру придается в камерах про и полупро сегмента. В то же время иногда создается впечатление, что некоторые любительские зеркалки начального уровня намеренно сделаны неудобными, чтобы повысить продажи камер полупро сегмента, а также продажи батарейных блоков к камере.
Видеосъемка в зеркальной фотокамере. Многие относят этот параметр к числу модных фишек, которые изобилуют в современных камерах и не воспринимают эту функцию серьезно, считая, что качественно снимать видео можно только специально предназначенным для этого устройством, т.е. видеокамерой. Точно также считал и я, до того как в моей камере оказалась функция видеосъемки, и я не попробовал снимать. На самом же деле зеркалка имеет колоссальное преимущество в размере сенсора (площадь отличается в десятки раз), также преимущество зеркалке дает использование высококачественной и доступной по цене сменной оптики. Думаю, что по видеосъемке зеркалкой следует написать отдельную статью. Этот рынок сейчас еще только в стадии формирования, а не то что развития. На сегодняшний день мало кто представляет, что такое видеосъемка зеркальной фотокамерой, хотя большинство дорогих свадебных видеостудий мира уже перешли на видеосъемку зеркальными фотокамерами. Начал формироваться рынок производства аксессуаров для видеосъемки зеркалками. Цены на некоторые эти аксессуары просто зашкаливают, и в своей будущей статье я бы хотел расписать, какой аксессуар для чего предназначен, и чем его можно заменить при острой необходимости и нехватке денежных средств. На презентации камеры Пентакс К-7 в Киеве я выступал как свадебный фотограф. Также я немного рассказал о
видеосъемке зеркальной фотокамерой, показал примеры съемки и отснял небольшой ролик с этой презентации на камеру Пентакс К-7.
Так или иначе, но видеосъемка становится постепенно обязательным атрибутом всех зеркальных фотокамер. Использовать эту функцию или нет – это выбор каждого, но знайте, что в зеркальной фотокамере с возможностью записи видео, содержится очень мощный инструмент для записи видео. Инструмент, который по своим возможностям приближается  к кинокамерам – для справки, стоимость полного комплекта для киносъемки начинается где-то от 50000 дол. На момент написания статьи. В любом случае эта функция является вовсе не лишней и совсем не маркетинговой фишкой, а довольно мощным иструментом для создания
фото и видео в одном инструменте.
Влагозащита, прочность корпуса, размеры, вес и другие факторы. Очень часто любители покупают камеру перед сезоном отпусков, отчетливо понимая, что основную массу снимков они сделают именно во время отпуска. В поездках, в пеших походах, в каких-то коротких, но интенсивных вылазках габариты и вес камеры, а также оптики имеют решающее значение. Именно этот фактор и является для многих останавливающим при покупке зеркалки. При выборе камеры или оптики для камеры следует помнить что лучше будет более простая техника, но которая под рукой, чем более продвинутая, находящаяся на полке. Техника покупается для работы. Иногда условия эксплуатации таковы, что к технике предъявляются дополнительные требования в виде влагозащиты, дополнительной прочности корпуса (понятное дело, что колоть орехи камерой никто не собирается, но камеру могут прижать при переездах). В этих условиях, среди других выделяется система Пентакс – камеры и оптика этой системы имеет наименьшие среди аналогов размеры и вес, многие камеры имеют неплохую влагозащиту. Все камеры имеют внутрикамерный стабилизатор изображения, который поможет во многих случаях избавиться от таскания штатива. Также некоторые камеры (из зеркальных это К-7) имеют морозоустойчивость до -10 град и прочный магниевый корпус. Наличие в камерах видео делает их еще более универсальными.
Серийная съемка. Для фотоохотников, а также для любителей съемки спортивных состязаний будет полезна, а иногда просто необходима, хорошая серийная съемка и хороший следящий автофокус. Хорошая серийная съемка – это не просто большое количество кадров в секунду, это еще и длинная серия без «затыканий» камеры. Этот параметр важен не для всех, но для некоторых он может иметь едва ли не решающее значение.
В заключение, я бы еще раз хотел бы отметить, что самым главным параметром, от которого будет зависеть результат Ваших фотосессий, является Ваше умение снимать. Можно долго и тщательно подбирать себе технику, но самое главное чтобы при этом у вас всегда оставалось время на саму съемку и оставались силы и желание радоваться от процесса съемки и от созерцания результатов съемки. Удачного Вам выбора и удачных вам снимков.

С уважением,
Сергей Кирпиченков.

Свадебные статьи

Свадьбы подробно

ЗАГС и прогулка - осенняя фотосъемка
Свадьба 10 октября 

Свадьба 12 августа в загородном доме
зимняя свадьба в дождь
Зимняя свадьба в дождь 31 января
Свадьба в холодное время
Свадьба 20 ноября
веселая свадьба

Свадьба 29 сентября
маленькая свадьба
 Свадьба 11 июля
свадьба зимой - ЗАГС и свадебная прогулка
Свадьба 14 декабря
зимняя свадьба
Свадьба 16 февраля


Свадьба 7 августа


Свадьба 2 мая в Мукачево


Свадьба 20 марта


Статьи по теме

Свадьба свадьба! Все для свадьбы или с чего начать свадебную подготовку?
Фотограф на свадьбу. Трудности выбора
Свадебный фотограф. Цена – за что мы платим?
Выбор ведущего на свадьбу. Тамада
Выбор банкетного зала для свадебного торжества
ЗАГС или выездная церемония - все за и против
ЗАГСы Киева и их популярность. Отзывы про киевский ЗАГС.
Выбор оформления банкетного зала и выбор студии флористики
Выбор места для свадебной прогулки в Киеве
Предсвадебная фотосессия. Lovestory. Как лучше подготовится к съемке и не упустить главного?
Нестандартная свадьба - не как у всех, сценарий
Свадьба. Свадебный фотограф и видеооператор на свадебной прогулке. Как совместить их работу?
Видеооператор на свадьбу. Как выбрать свадебное видео?
Свадебные автомобили. Авто на свадьбу в г. Киев
Свадебные поздравления. Стоит ли искать стихи на свадьбу в интернете?
Первый свадебный танец молодых. Как красиво оформить
Свадьба весной. Свадебная фотосъемка в мае
Свадьба в дождь или зимой. Свадебная прогулка в непогоду – как быть?
Пригласительные на свадьбу своими руками
Картина из фотографии